Нет никаких моральных запретов для обмана в Го!
Додано: 24 лютого 2014, 13:57
На днях неожиданно открыл, что для рефлексивного игрока в Го стоит дихотомия: либо играть в Го стратегически (то есть используя обман как неотъемлемую часть стратегии), либо отказывать Го в названии "стратегическая", и относиться к ней как к артефаку чужой культуры, не имеющей универсального значения.
Свои мысли я изложил в небольшой статье
Основные тезисы (обсуждаю только после прочтения аргументации в статье):
- Стратегия - наука обмана, это отмечали основные исследователи проблем стратегии от Сунь-Цзы до Клаузевица и Люттвака. Обман неотъемлемая часть стратегии, а на некоторых уровнях также и ее цель.
- Го - стратегическая игра, и обман в ней применим. Во всяком случае на этапе до подсчета результата.
- Обман в Го запрещен, это отражено в традиции (японской, не европейской) Го и выражено в виде правил.
- В европейской традиции (и русской тоже) обман - культурная норма, как воровство или взяточничество.
- Если Го культурный артуфакт сугубо японской и китайской цивилизации, то можно понять почему там запрещен обман (кодекс бусидо). Но если Го претендует на роль мирового достояния, отношение практиков Го к обману должно быть более универсальным, а не этноцентричным как сейчас. А значит обман, так или иначе, должен быть инкорпораирован в Го.
Свои мысли я изложил в небольшой статье
Основные тезисы (обсуждаю только после прочтения аргументации в статье):
- Стратегия - наука обмана, это отмечали основные исследователи проблем стратегии от Сунь-Цзы до Клаузевица и Люттвака. Обман неотъемлемая часть стратегии, а на некоторых уровнях также и ее цель.
- Го - стратегическая игра, и обман в ней применим. Во всяком случае на этапе до подсчета результата.
- Обман в Го запрещен, это отражено в традиции (японской, не европейской) Го и выражено в виде правил.
- В европейской традиции (и русской тоже) обман - культурная норма, как воровство или взяточничество.
- Если Го культурный артуфакт сугубо японской и китайской цивилизации, то можно понять почему там запрещен обман (кодекс бусидо). Но если Го претендует на роль мирового достояния, отношение практиков Го к обману должно быть более универсальным, а не этноцентричным как сейчас. А значит обман, так или иначе, должен быть инкорпораирован в Го.