Надо ли говорить "спасибо" после игры?
Додано: 24 січня 2014, 19:29
Люди, которые не говорят «спасибо» после партии, достойны презрения. Те, кто говорит, что играют ради рейтинга, не заслуживают никакой игры. Просто потому что не поблагодарить, особенно за проигрыш, это мелочно, и никакие флюктуации морали в современном мире не объясняют такого поведения.
Есть люди, и я знаю их лично, которые пытаются рационально объяснить этот ритуал с точки зрения этики или эстетики, и очень часто их доводы приводят к принципиально противоречивым результатам. Но вопрос не в том, этично ли говорить «спасибо» (то есть – правильно) или эстетично (то есть – красиво). Вопрос в том, что нет никакого рационального объяснения этому действию, как и рациональное объяснение тому, что стоит ли играть вообще.
В эту известную кантианскую ловушку попадают практически все «гошники». Нет никакого внятного объяснения тому, делает ли человека практика игры Го лучше, а объяснения в духе «игра развивает интеллект», «игра учит делать нетривиальные решения» неубедительны и слабы. Собирание кубика-рубика тренирует интеллект не меньше, и гораздо быстрее, а изучение иностранных языков больше раскрывает творческий потенциал и в жизни намного полезнее, чем язык Го.
Проблема же в том, что Го возникло в дорефлексивный период, когда вопрос рациональности не стоял вообще, а поэтический и мифологический язык более полно описывал бытовую реальность, чем научный. С этой точки зрения и эстетичность (как производное от поэтического языка) и этичность (как производное от мифологического) лежат в основе ритуала благодарности и в большей степени его определяют, чем необязательность, произведенная от рациональности.
Те, кто пытается применять рационалистическую феноменологию к появлению такого ритуала, и доказывать, что «спасибо» говорить не обязательно, это просто люди, которых Го ничему не научило. В первую очередь не научило иметь представление о правильности и красоте, а во вторую – признавать существование другого и его картины мира, с которым существует серьезный зазор, и с которым невозможно сблизиться без общепринятого ритуала.
Полностью
Есть люди, и я знаю их лично, которые пытаются рационально объяснить этот ритуал с точки зрения этики или эстетики, и очень часто их доводы приводят к принципиально противоречивым результатам. Но вопрос не в том, этично ли говорить «спасибо» (то есть – правильно) или эстетично (то есть – красиво). Вопрос в том, что нет никакого рационального объяснения этому действию, как и рациональное объяснение тому, что стоит ли играть вообще.
В эту известную кантианскую ловушку попадают практически все «гошники». Нет никакого внятного объяснения тому, делает ли человека практика игры Го лучше, а объяснения в духе «игра развивает интеллект», «игра учит делать нетривиальные решения» неубедительны и слабы. Собирание кубика-рубика тренирует интеллект не меньше, и гораздо быстрее, а изучение иностранных языков больше раскрывает творческий потенциал и в жизни намного полезнее, чем язык Го.
Проблема же в том, что Го возникло в дорефлексивный период, когда вопрос рациональности не стоял вообще, а поэтический и мифологический язык более полно описывал бытовую реальность, чем научный. С этой точки зрения и эстетичность (как производное от поэтического языка) и этичность (как производное от мифологического) лежат в основе ритуала благодарности и в большей степени его определяют, чем необязательность, произведенная от рациональности.
Те, кто пытается применять рационалистическую феноменологию к появлению такого ритуала, и доказывать, что «спасибо» говорить не обязательно, это просто люди, которых Го ничему не научило. В первую очередь не научило иметь представление о правильности и красоте, а во вторую – признавать существование другого и его картины мира, с которым существует серьезный зазор, и с которым невозможно сблизиться без общепринятого ритуала.
Полностью