Методология обучения детей младшего возраста

Все, что вы думаете о Го и игроках
Аватара пользователя
liver
Advanced Member
Сообщения: 1813
Зарегистрирован: 31 мар 2003, 00:24
Разряд: 1d
Откуда: Odesa

Методология обучения детей младшего возраста

Сообщение liver » 04 дек 2014, 13:55

Предлагаю обсуждать и делиться опытом обучения маленьких детей - от 5 до 8 лет.

В результате выработаем методологию. Если кто-то уже её создал, то просьба выложить здесь.

Мои наблюдения в виде рекомендаций.

1. Детей рекомендуется обучать по китайским правилам - легче воспринимается ход в пункт недоступности(запрещённые ходы и связанные с этим понятия). Т.е. ходить можно в любой свободный пункт. Если после постановки камня у группы нет дыханий, то она снимается с доски. В первую очередь снимается "бездыханная" группа противника.

2. Есть только 4 правила:
а) Правило хода. Оно включает в себя пункт для хода, очерёдность хода, первенство чёрных, начальную позицию.
б) Правило сбития камней. Оно включает в себя дыхания у групп камней. Определение понятия "Группа камней" как соединённые через соседние пункты камни.
в) Правило территории. Сюда включается цель игры и определение победителя.
г) Правило ко. Сюда включается правило невозможности хода, при котором сбивается один собственный камень.

3. Практически знакомство с целью игры и двумя первыми двумя правилами происходит на пробном уроке, после которого можно переходить к играм "Змейка" и "Атари-го"(А.Богацкий,"Основы го", т.1, уроки 1-2), необходимым для усвоения первых двух правил. После закрепления первых двух правил рекомендуется переходить к правилу территории.

4. Знакомство с правилом территории рекомендуется делать после ознакомления с темой "Живые группы"(А.Богацкий,"Основы го", т.1, урок 8).

5. Правило ко сложно для понимания детей младшего возраста. Не нужно спешить его давать. В случае возникновения ко в игровых ситуациях, когда дети правило ко ещё не знают, присуждается ничья. Только при безошибочной ориентации в пунктах недоступности(когда при своём ходе группа оказывается без дыханий) рекомендуется переходить к правилу ко.

6. Обучение проводится на доске 9Х9. Переход на доску 13Х13 осуществляется после ознакомления с основными техническими приёмами.

Mexanic
Advanced Member
Сообщения: 180
Зарегистрирован: 09 июн 2011, 19:09
Разряд: 7k
Откуда: Украина, Николаев

Re: Методология обучения детей младшего возраста

Сообщение Mexanic » 04 дек 2014, 18:39

Валерий Владимирович, как дети относятся к черно-белым камням? В том плане, что, возможно, для детей такого возраста цветными играть интереснее/веселее? Или в пылу борьбы они так увлекаются, что всё внешнее отходит на второй план и главной становится игровая ситуация сама по себе?

Думаю, мини-исследование подобного рода очень поможет тем, кто только начинает учить детей, и еще даже не приобрел необходимое количество комплектов.

P.S. Простите, если совсем уж далеко отошел от темы =) Просто, наверное, в таком деле не бывает мелочей, всё имеет значение.

Аватара пользователя
Небайдужий
Advanced Member
Сообщения: 4638
Зарегистрирован: 01 янв 2007, 14:26
Разряд: 6k
Откуда: м. Рівне

Re: Методология обучения детей младшего возраста

Сообщение Небайдужий » 05 дек 2014, 00:03

Я, зазвичай, ознайомлюю дітей з дошкою й каменями та їх властивостями і вони грають на найменшій дошці в захоплення каменів. А потім поступово даю їм поняття груп та умов їх життєздатності.
А щоб дітям більш наочно можна було зрозуміти головні на цей момент поняття "даме" та звязок між каменями, я подаю це у такий спосіб:

"Уявіть, що камінчик живий і жити він може тоді, коли є звідки надходити енергії (диханню); (спробуйте закрити на своєму обличчі всі дирочки (рот, та ніс) і подумайте, чи зможете ви так жити?)
Від кожного камінця відходять лінії, які я пропоную дітям уявляти не як лінії, а як трубочки, по яких, власне, й надходить та життєва енергія (дихання), яка необхідна життю кожного камінця. Кожна трубочка доходить до найближчого перехрестя, яке я пропоную дітям уявити як таку дирочку, через яку в трубочку може потрапити енергія (дихання). Ці дирочки і називаються "даме". Чим їх більше у кожного камінця, тим вони живучіші. А ті камінці, які з'єднані між собою трубочками можуть передавати один одному енергію (дихання) по тих трубочках. Таким чином діти ознайомлюються з поняттям групи.
Далі уже ознайомлюю їх з поняттям ока (забороненого пункту). Після цього вони дізнаються, що якщо таких очей більше одного, то таку групу неможливо убити.
Весь цей час вони грають на дошці 9х9 у гру на те, хто більше захопить у полон камінців суперника (в кінці рахуються лише полонені). Попутно вони ознайомлюються з технічними прийомами по захопленню камінців (січо, пастка, заскочка), бо знання про них якраз і потрібні для захоплення якомога більшого числа чужих каменів. А потім поступово починаємо уже рахувати не лише полонених, а й вільні пункти. А щоб краще зрозуміти важливість вільних пунктів, то деякий час вони грають за китайськими правилами. Це наочно демонструє наскільки ти ефективно зумів захопити стільки вільного місця, щоб усі твої камінці розмістились на дошці, а чужим камінцям не вистачило місця.
З поняттям Ко вони ознайомлюються по мірі того, як стикаються з цим явищем в процесі гри. Я тоді пояснюю, що якщо такого правила не вводити, то можна до "поросячої паски" догратися :). Тому вони це правило сприймають як таку особливу необхідність і слідкують, щоб суперник не знімав одразу камінь, а лише через один хід."

Ну, і так далі... :)
Последний раз редактировалось Небайдужий 05 дек 2014, 00:10, всего редактировалось 1 раз.
Не утримуй те, що минає, і не відштовхуй те, що приходить ... і тоді щастя саме знайде тебе.
Омар Хайям

Аватара пользователя
liver
Advanced Member
Сообщения: 1813
Зарегистрирован: 31 мар 2003, 00:24
Разряд: 1d
Откуда: Odesa

Re: Методология обучения детей младшего возраста

Сообщение liver » 05 дек 2014, 00:06

Mexanic писал(а):Валерий Владимирович, как дети относятся к черно-белым камням? В том плане, что, возможно, для детей такого возраста цветными играть интереснее/веселее? Или в пылу борьбы они так увлекаются, что всё внешнее отходит на второй план и главной становится игровая ситуация сама по себе?

Думаю, мини-исследование подобного рода очень поможет тем, кто только начинает учить детей, и еще даже не приобрел необходимое количество комплектов.

P.S. Простите, если совсем уж далеко отошел от темы =) Просто, наверное, в таком деле не бывает мелочей, всё имеет значение.
В 2012 году Мастер Чун подарил нам цветной комплект - долгих лет ему здоровья. Так что есть возможность проверить. Да, многие дети цветные камни воспринимают лучше. Есть дети, которым всё равно, чёрно-белые или цветные. Вместе с тем, цвет камней - это не проблема для изучения го. Все без исключения с удовольствием играют и с чёрно-белыми камнями.
Возможно на начальном этапе - знакомстве с игрой, чтобы привлечь побольше детей, нужно использовать цветные камни. Я не могу проверить эту версию ввиду отсутствия достаточного количества цветных комплектов.

Father Alex
Advanced Member
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 07 апр 2003, 04:04

Re: Методология обучения детей младшего возраста

Сообщение Father Alex » 05 дек 2014, 08:18

Попробовал учить малышей по другой методике: сначала понятие территории, прыжка через пункт и 2 пункта, кто постоит больший дом. Окружение и взятие камней только через пару занятий. В этом случае они гораздо быстрее начинают понимать суть игры, а не только гоняются за камнями.